Что такое Ричтрак

Киев:
+38 (044) 383-11-80
+38 (044) 383-11-86
Львов:
+38 (032) 253-11-80
office@cento.com.ua


Ричтрак являет собой усовершенствованную конструкцию электрического штабелера и имеет ряд выгодных приемуществ в сравнении с электроштабелерами. Используется на больших складах с высотным штебелированием. Высота подъема вил ричтрака достигает 12м, а грузоподъемность - 2.5т. У этого вида техники минимальная потеря грузоподъемности при максимальной высоте подъема. Еще одно выгодное преимущество ричтрака- выдвижение мачты вперед и назад.

Ричтрак (от англ. reachtruck – буквально «грузодоставщик») или ретрак относится к самому сложному виду складской грузоподъемной электроприводной техники. По техническому устройству ричтрак можно отнести к гибриду вилочного погрузчика и высокоподъемного штабелера с выдвигающимся вперед устройством грузоподъема на расстояние от 600 до 1200мм. Основными отличительными особенностями такого симбиоза у ричтраков являются очень высокая производительность (скорости передвижения техники и подъема груза практически в два раза превышают аналогичные параметры штабелеров), совмещаемая с экономичностью, отличная маневренность и возможность оснащения колоссальным количеством дополнительных опций. Кстати, reach и rich произносятся по-английски одинаково, последнее в переводе обозначает «богатый», что дает волю фантазии и позволяет перевести reachtruck на слух как «функционально богатый погрузчик».

Ричтраки - устройства в достаточной степени узкоспециализированные, их прямое назначение - работа на складах площадью не менее 500 кв. метров с высотой стеллажных конструкций от 4000 до 11500мм и шириной прохода для погрузочной техники не позволяющей использовать обычный погрузчик. Ричтрак позволяет оперировать грузами в межстеллажном пространстве не менее 2700мм, тогда как для самого компактного погрузчика требуется минимум 3300мм.

Принцип работы ричтрака можно описать следующим образом - машина подвозит груз к месту хранения, поднимает его на необходимую высоту, а установка поддона в ячейку, помимо проезда вперед самого ричтрака, происходит посредством выдвижения каретки грузоподъемника вовнутрь стеллажного пространства. Максимально точно поставить или взять паллету со стеллажа ричтраку помогают функции бокового смещения и наклона вил. Технические характеристики ричтраков говорят нам о том, что этот вид техники способен поднимать грузы весом от 1,3 до 3,5тонн на высоту до 11500мм. При этом практически все модели ричтраков обладают весьма большой остаточной грузоподъемностью, к примеру, груз весом 2,5 тонны ричтрак способен поднять на высоту около 5000мм. При описанном выше принципе работы возникает вопрос об устойчивости машины, которая в отличие от погрузчика обусловлена не наличием противовеса, а расположением центра тяжести груза между опорными консолями.

Нельзя сказать, что появление ричтраков на российском рынке, учитывая его специфику, явление случайное. Напротив, тенденции роста складов вверх при сохраняющемся дефиците складских площадей позволяют говорить о закономерности роста популярности такой высокоэффективной техники как ричтраки. Высокая стоимость ричтраков с лихвой компенсируется высокой производительностью и достаточно долгим сроком службы техники - 10-12лет (при соблюдении правил эксплуатации и регулярном техническом обслуживании). Конструктивные особенности ричтраков обусловлены необходимостью решения следующих задач - обеспечение высокого уровня производительности при минимальных расходах на эксплуатацию, безопасность и эргономика рабочего места оператора. Реализация поставленных задач происходит за счет четкого соблюдения высокого уровня эксплуатационных характеристик узлов и агрегатов ричтрака.

Рассмотрим наиболее общие моменты.

  • Конструкция жесткого и прочного шасси ричтрака обеспечивает машине высокую маневренность и устойчивость, поддерживает высокую остаточную грузоподъемность при подъемах груза на максимальную высоту, предоставляет легкий доступ к узлам машины и быструю замену батареи.
  • Мачта ричтрака должна обладать следующими функциями - боковое смещение и наклон вил, автоматическое замедление выдвижения и подъема каретки в крайних нижнем и верхнем положениях вил, что обеспечивает точную и безопасную работу с грузами. Конструкция мачты ричтрака призвана минимизировать ее колебания при подъеме груза на большую высоту, а также обеспечивать максимальный обзор оператором рабочей зоны. Как и на шасси, на мачте ричтрака лежит доля ответственности за остаточную грузоподъемность.
  • В ричтраках тяговый двигатель и двигатель для гидромоторов, как правило, асинхронные, что обеспечивает высокую производительность во всех режимах нагрузки и низкие эксплуатационные расходы, быстрый и плавный разгон машины до максимальной скорости (14 км/ч) и возможность выбора необходимого режима передвижения.
  • Гидравлическая система ричтрака должна предоставлять широкий спектр номинальной грузоподъемности и оснащаться системой амортизации, что влияет на быстрый и точный отклик на команды оператора и, несомненно, является одним из факторов обеспечения безопасности работы. К тем же факторам можно отнести наличие в ричтраках функции самодиагностирования и автоматического выключения питания, датчика присутствия оператора и устройства безопасности нейтрального положения.
  • Кабина ричтрака создана таким образом, чтобы оператор имел полный обзор рабочей зоны и легкий доступ ко всем системам управления, не уставал во время работы и был защищен от возможных падений груза и столкновений с другой техникой или стеллажами.
  • Рулевое управление ричтрака, как и рулевое управление на любой технике, решает задачу легкого маневрирования в процессе движения, на всех современных моделях присутствует электронная система автоматического регулирования чувствительности к повороту рулевого колеса в зависимости от того, как быстро движется машина.
  • Базовые параметры системы электроники ричтрака - крайняя степень надежности и возможность произведения максимального количества настроек других систем машины с целью адаптации к определенному виду выполняемых работ.
  • Тормозная система ричтрака помимо основного предназначения - тормозить, выполняет задачу по рекуперации энергии, иными словами возвратом энергии в батарею, что дает ричтраку возможность проводить более долгое время в работе без перерыва на подзарядку.

Reach truck – чудо складной техники

Во всем мире все более интенсивно используют внутрискладскую погрузочную технику для штабелирования грузов. Как показывают статистические данные, показатели ее реализации только за последнее десятилетие увеличились более чем в два раза, причем росли они интенсивнее, чем популярность такой широко распространенной продукции, как вилочные погрузчики. Объемы потребления внутрискладского оборудования также ежегодно увеличиваются, хотя по-прежнему остаются более чем в два раза ниже уровня потребления в таких небольших странах, как Дания и Швейцария, не говоря уже о лидерах в области автоматизации и механизации складских хозяйств – Германии и Франции.

Наряду с техническим совершенствованием, увеличением эффективности, эргономичности и безопасности, одной из основных тенденций развития внутрискладских погрузочных устройств является их специализация. Характерной иллюстрацией, свидетельствующей об эффективности такого подхода к разработке, может служить деятельность шведской фирмы Atlet, о которой мы рассказывали в одном из прошлых номеров нашего журнала. В настоящее время существует широкая гамма самых разнообразных устройств, которые используются на разных этапах технологического процесса перемещения и складирования грузов и приспособлены для выполнения типовых операций при определенном наборе условий (конструкции, высоте и глубине стеллажей; величине межстеллажных проходов, интенсивности работ и т. п.). Одним из наиболее интересных видов такого оборудования являются штабелёры с выдвижной рамой грузоподъемника (мачтой), или ричтраки.

Ричтраки – оборудование на отечественных складах относительно новое. До сих пор оно является диковинной «экзотикой», мало знакомо широкому потребителю и используется, пожалуй, лишь на самых «продвинутых» складских терминалах. Действительно, эта техника недешева и эффективно работает в помещениях, использующих стеллажное оборудование высотой более 6,0 м, что встречается у нас пока достаточно редко. Между тем в мире ричтраки известны уже достаточно давно: первую такую машину более 40 лет назад создал доктор-инженер из Германии Фридрих Юнгхайнрих, основатель знаменитого ныне немецкого концерна «Jungheinrich AG».

Ричтрак сложно причислить к какому-либо виду или классу складской подъемно-транспортной техники. В Европе это устройство обычно относят к «высотным» штабелёрам, а вот в Японии его считают скорее погрузчиком, правда отличая от традиционных моделей, которые оснащаются противовесом (forklift truck). Характерно, что все японские производители напольного транспорта, в том числе и выпускающие исключительно погрузчики с противовесом – Toyota (до покупки фирмы ВТ), Komatsu, Nissan, Mitsubishi, Shinko, – изготавливают и ричтраки. Во всяком случае, этим машинам удается успешно сочетать в себе функции как штабелёра, так и вилочного «противовесного» погрузчика. Если от первого ричтрак взял небольшие размеры, а значит и способность работать в узких межстеллажных проходах, то от второго – мобильность, бо’льшую проходимость за счет увеличенного диаметра колес и клиренса, высокие скорости подъема груза (в два раза больше, чем у штабелёра) и движения (на 40% больше, чем у штабелёра).

Например, если для нормальной работы самого компактного (трехопорного) погрузчика минимальная ширина межстеллажного прохода должна составлять не менее 3,3 м, то у ричтрака она почти такая же, как и у самоходного штабелёра, которым управляет стоящий или сидящий оператор, – 2,7 м. Устойчивость ричтрака достигается не наличием противовеса, как у обычного погрузчика, а за счет двух консолей с колесными опорами, что позволяет расположить центр тяжести груза внутри контура опорных и приводного колес.

Есть у этой машины и другие характерные отличия, связанные с ее применением и определившие особенности конструкции. Она незаменима при обслуживании высотных стеллажей. В зависимости от модели и типа грузоподъемной рамы ричтрак способен поднимать груз на поддонах массой до 2,5 т на максимальную высоту до 5,3 м или грузы до 800 кг – на 11,5 м; естественно, что в первом случае рама должна обладать повышенной жесткостью и демпфирующей способностью к гашению колебаний груза на высоте. Необходимо отметить и еще один важный момент, который следует учитывать при подборе требуемой модели: как и любая другая погрузочная техника, ричтраки имеют свою грузовысотную характеристику – диаграмму грузоподъемности. Это означает, что если масса груза, поднимаемого на высоту до 6,0 м, обычно соответствует номиналу, то масса груза, который ричтрак поднимает на максимальную высоту 11,0 м, значительно меньше и, как правило, не должна превышать 800 кг. Принципиально конструкция этой машины отличается от конструкций близких ей по применению штабелёров и погрузчиков в основном тем, что ричтрак имеет раму грузоподъемника, выдвигающуюся в горизонтальном направлении на расстояние 600...1100 мм (ниже мы будем использовать и термин «штабелёр с выдвижной рамой грузоподъемника» как синоним ричтрака). Вероятно, отсюда и возникло название этих устройств – ричтрак (от англ. reach truck – букв. «доставляющий» транспортировщик грузов).

Таким образом, для установки поддона на стеллаж ричтрак должен сначала поднять поддон с грузом на требуемый уровень стеллажного хранения, за счет перемещения рамы грузоподъемника выдвинуть его в стеллажное пространство, а затем проехать в направлении стеллажа еще 60 см (при продольном размещении поддона) или 20 см (при поперечном размещении поддона). Модели некоторых компаний помимо функции выдвижения мачты имеют телескопические вилы, что позволяет укладывать поддон в специальные стеллажи на двойную глубину. Для подъема на высоту 4,5...5,0 м обычно используются рамы грузоподъемника, состоящие из двух секций, а для подъема на бо’льшую высоту – трехсекционные (триплекс). Как правило, все ричтраки с трехсекционными рамами имеют и функцию «свободного подъема» вил. Для облегчения снятия штабеля с вил грузоподъемник оснащается устройством наклона рамы (обычно до высоты подъема 6,5...7,0 м) и/или наклона вил (при высоте подъема более 7,0 м), а для лучшего позиционирования груза при его захвате или укладке в стеллаж – устройством (кареткой), обеспечивающим боковое смещение вил.

Движение машины, управление ею и подъем груза происходит с помощью трех раздельных двигателей. Эти агрегаты, как и во многих других средствах напольного транспорта с электрическим приводом, питаются от свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (чаще всего с напряжением 48 В и емкостью 360...700 А·ч – в зависимости от модели), которые надо периодически подзаряжать. Обычно при двух-трехсменном графике работы требуется одна или две дополнительные батареи, которые подзаряжаются во время работы машины. Последние модели ведущих производителей оснащаются асинхронными двигателями переменного тока. В конструкции таких приводов отсутствуют сменные угольные щетки, благодаря чему они не требуют техобслуживания и выполняются в герметичном корпусе, идеально защищенном от попадания грязи, пыли и влаги. Помимо этого асинхронные двигатели имеют целый ряд других преимуществ перед использовавшимися ранее двигателями постоянного тока, обеспечивая:

  • интенсивное ускорение при движении с места;
  • быстрый реверс хода;
  • плавность движения машины и подъема груза; 
  • более длительное время работы от одной зарядки благодаря рекуперации энергии (возврату в батарею) при торможении машины и опускании груза.

Функции, которые должен выполнять ричтрак в ограниченном пространстве, определили и другую его особенность: кресло водителя здесь расположено не как обычно – по направлению движения, а перпендикулярно ему. Помимо классических моделей с одним управляемым (рулевым) колесом, существуют и так называемые четырехходовые ричтраки: у них поворачиваются все колеса, таким образом, кроме движения вперед-назад и поворота они способны двигаться вправо-влево, причем радиус поворота таких машин существенно меньше. Отдельные производители выпускают и «многоходовые» ричтраки с большим количеством степеней свободы (см. ниже модельные ряды отдельных производителей).

В связи с тем, что ричтраки оперируют с грузами на весьма большой высоте, особое место в их конструкции занимают вопросы безопасности. Кабина машин оснащается «прозрачной» решетчатой защитной крышей, дающей хороший обзор рабочей зоны на большой высоте и одновременно защищающей оператора от возможного падения штабеля или его частей. Рама грузоподъемника выполнена более жесткой, обеспечивает хороший обзор зоны обработки груза. Система управления гидравликой оснащена специальной системой амортизации, которая позволяет замедлять выдвижение рамы грузоподъемника в крайних верхнем и нижнем положениях и более плавно исполнять команды даже при недостаточно четких действиях оператора, но при этом сохраняет скорость подъема и опускания вил, а значит, и производительность достаточно высокими. При работе в условиях пониженных температур, например в складах-холодильниках, ричтраки комплектуются застекленными кабинами с обогревателями.